Рецензия © Dellarion
Название: "Еще один шанс"
Автор: Роман Злотников
Серия: "Царь Федор"
Скачать бесплатно:Роман Злотников - Царь Федор. Еще один шанс…Аннотация:Как сказал Сталин – история не знает сослагательного наклонения. Ну а фантастика – знает. Так что добро пожаловать в новый мир. Мой новый мир…
Кто: успешный российский бизнесмен тридцати семи лет от роду, образование высшее (три штуки, в том числе бакалавриат в Гарварде), холост, не судим, владелец трех квартир (Москва, Лондон и Ла-Валет-та), двух домов (Малага и Флом), парка роскошных авто, а также одной яхты. Что было: абсолютно все, что в России сопутствует желанию делать большой бизнес и закаливает характер. Что будет: вдруг окажется в глубокой за… то есть в глубоком прошлом. В неизвестно каком году накануне Смутного времени. В теле десятилетнего пацана. И без какого бы то ни было влияния и возможности воздействовать на ситуацию. Чем сердце успокоится? А вот это мы еще посмотрим!
Рецензия:В качестве аннотации от себя скажу несколько слов, они же будут и вступлением к данной рецензии. «Еще один шанс» книга насквозь пропитанная «русским духом», набитая как чучело халатного таксидермиста разлагающимся наполнителем, и приукрашена штампами. В ней огромное количество искажений, литературных домыслов, неправдоподобных персонажей и «роялей». Информационная ценность данного текста стремится к нулю, хотя отдаю должное автору, некоторую работу с первоисточниками (или их копиями) он таки провел. Вот только на материале, которым он наполнил свое произведение, это не сказалось. Ну что ж, поехали.
1. Наиболее неправдоподобным выглядит главный герой, он настолько несуразен, что с первых же страниц книги хочется кричать «НЕ ВЕРЮ!». Почему так? Я объясню, все дело в том, что Злотников приписал своему протеже ТРИ! высших образования. Каким бы не был первоначальный, «сырой» материал он в ходе обучения должен набраться ума-разума и вести себя подобающим образом. Что мы видим в книге? Мы видим быдло – матерящееся, использующее в речи жаргонизмы и слэнг. Персонажа, чей моральный уровень находится на крайне низком уровне. Самодур, и сноб он не вызывает никакой симпатии к себе, как к центральному персонажу романа. В самом начале текста герой позиционирует себя как космополита, которому через силу приходится вести дела в Рашкинской тмутаракани. Персонаж спит с моделями, катается на собственной яхте мо морям-океанам и является обычным «братком», пережившим бурные 90е. Чего стоит только эпизод, в котором «нувориш» гоняет самолет ради нескольких буханок хлеба.
Все бы ничего, но Злотников перекинул эту детинишку во времена царя Бориса Годунова, поместив его в тело малолетнего наследника, царского сына Федора Борисовича. И вот тут пошли «рояли», и пошли они так густо, что звон стоял по всей Руси матушке. Герой судорожно пытается говорить на старорусском, для него это испытание, но уже ближе к концу книги почти все персонажи говорят на современном разговорном русском языке, сдобренным несколькими архаизмами для шарма. Странно, не правда ли?
Дальше больше – царевич вышел на улицу, натолкнулся на стайку ребятишек (привет личная гвардия), царевич вышел погулять (тут же встретил деда скомороха – привет начальник сыска), царевич искал охранника (тут же нашел, немого и преданного аки пес – привет надежная охрана). Кстати охранник под конец книги пропал, словно его и не было. Почему? А черт его знает.
Еще одни фактом, который добавляет отвратности к образу центрального персонажа стало изнасилование четырнадцатилетней девочки ( Конечно же Злотников это дело всячески оправдывает, вот только….1) При старой закалке православного образования «такие» мысли в головках 14-летних девочек не водились. 2) Девочке 14 лет, а ГГ - мужик из НАШЕГО времени, подкованный НАШЕЙ моральной системой. Которая не очень-то и одобряет секс с детьми. 3) По описанию автора девочка из любви обильной хотела самоликвидироваться, если царевич ее не … «возлюбит». Царевич возлюбил ее по книге два раза за четыре года. Видимо девочка таки довела свои планы на жизнь к логичному финалу).
Но это все мелочи, хуже всего внезапное «благолепие» которое охватило нашего героя. Быдло, которое бывало в церкви на Пасху и считающее себя коспомолитом…стало истинным христианином, проводником силы Господней и пастырем для народа заблудшего. Вся эта лабуда вызывает когнитивный диссонанс и заставляет орать «НЕ ВЕРЮ!» пуще прежнего.
2. Злотников воспользовался старым, как мир приемом и поделил весь мир на черное и белое. Уровень дуоколористики подходит для очень простого и непредвзятого восприятия мира, для человека находящегося во главе огромной державы он опасен. В книге весь мир поделен очень резко и элементарно: Есть татары – они тупые и мрут тысячами, есть турки – они тоже тупые, но огрызаются -стервецы. Есть Европа – они сволочи и будущие враги. Есть украйна (кстати, особенно любимое Злотниковым гадостное словечко, Украины нет, Волыни нет – есть украйна, забитая такая ж*па Великой и Могучей) – она тоже тупая, причем, настолько, что ее регулярно грабят тупые татары. Человек мало-мальски знакомый с историей подключается к крику «НЕ ВЕРЮ!» и теперь ор стоит в два голоса.
Еще одним «дивным» фактором можно считать удивительную тягу крестьян 17 века к инновациям. Герой придумал, что голова народила, а народ все взял и мгновенно исполнил и полюбил. Почти что коммунизм образовался, все хотят строить, все любят работать, никто не пьет…Ну…книга о «Великой и Могучей», так что все средства хороши.
Как оказалось Малюта Скуратов – любим у народа ( герою льстили благодарные подданные, говорили – «царь весь в дедушку»…Не хочу захламлять рецензию, но те кто желают – введите в поиск «Малюта Скуратов» и почитайте, если не знали – каким «добрым» дяденькой был этот царский дедушка. И.Грозный у Злотникова – душка, его тоже любил народ, царь не злой был – время такое было). Все добрые, все пушистые, все мудрые, а самый добрый – Борис Годунов, добрый папенька (который убил маленького царевича ради власти, а ведь тот был еще младенцем…) «НЕ ВЕРЮ!»? Оно самое.
Бояре злые - почему? Так надо. Раз они злые, бояр надо наказать - вот и Главный Враг появился. Бояр кстати ненадолго хватило, наш герой-быдло оказался мастером тайного сыска, а вы думали - автор не дремлет. Есть еще одна мелочь, все русские цари и царицы поданы в уменьшительно- ласкательном варианте: - «Петруша, Петя, Лизка, Катька, Катя, Лизаветка». Автор умело уничижает заслуги других правителей, выгораживая и оправдывая своего протеже.
3. Есть еще несколько мелочей разбросанных по тексту книги. Например, в торговле рабами виноваты не столько и не только татары, а евреи. Да не простые, а татарско-крымские евреи. Казаки превратились в разбойничьи банды, у которых не было своих священников и жили они только мародерством и разбоем (популярная ныне политически окрашенная версия, на самом то деле запорожцы назвали себя «воинами Господа нашего», построили на Сечи церковь Пресвятой Богородицы, понаставили по Украине сотни церквей и монастырей, да и разбойничать не смели. У них цели другие были – защитить себя и родину от татар и турков, да пленных домой воротить -грабили только на поле боя). Сагайдачный показан мелким и угодливым человеком ( погуглите, ага – инет знает правду) Вместо «чаек» на которых плавали казаки запорожцы автор ввел невнятные «струги». Нет, корабли такого типа были, это бесспорно, вот только запорожцы на них, не плавали.
В тексте добросовестно обходятся любые упоминания, о каких либо странах кроме России, все, что не входило в официальный состав русской державы именуется украйной. Отсюда же плавно выводится еще один модный постулат, о единении Руси в лице Росии матушки. Но это уже политика – ну ее к черту, продолжим разбирать сюжет.
Вторичные персонажи есть, но они, ни к селу, ни к городу. Сестра Федора Борисовича – картон, все его друзья-товарищи – картон. Они проходные лица и играют роль статистов. Истории, рассказанные от лица крестьян и второстепенных персонажей, создают объем происходящего, но остаются не живыми заготовками декораций.
Кстати, один прелюбопытный факт заставил меня улыбнуться – герой несколько раз в тексте говорит о неумении вести войну. Он, дескать, не умеет командовать войсками, не понимает ничего в этом деле и все такое. Но, тем не менее, ГГ раз за разом громит турков и татар, а что с них взять - они же тупые. Весь текст пропитан «благолепием», «россеей»... чуток не хватило до медведей, балалаек и «светлого будущего которое совсем рядом». Этого «благолепия» настолько много, что оно вызывает отторжение, а не поражает величием, как видимо было задумано.
4. Про язык ничего не скажу, он нормальный. Нет красоты и полета фантазии, нет и откровенной халтуры. Мат и слэнг спишу на "особое видение мира" присущее ГГ. Кстати, есть еще один ляп, простой - но капитально оформленный. Если ты говоришь на привычном тебе языке - ты думаешь на нем. Герой говорит на старорусском, а думает на нуворише)
Цитата:
Повар на такси обернулся за три часа. Можно было бы, конечно, не гонять самолет, а просто отправить повара в Салоники, где, несомненно, до черта русских магазинов. Но дело в том, что правильного черного хлеба там отродясь не бывало. И вообще, все, что продается в русских магазинах в Западной Европе, изготовлено отнюдь не в России. Чаще всего в Германии, иногда, при удаче, в Литве или Польше, коих мы за время, что они были в составе Российской империи, все-таки кое в чем слегка поднатаскали, но уж точно не в России. Так что правильного черного хлеба там быть не может по определению. Казалось бы, что мешает повторить такое же со сметаной? Но послать самолет за этим продуктом мешали два обстоятельства. Во-первых, завезя мне несколько буханок черного хлеба, мои «крылышки» улетели на сервис и сейчас торчали где-то в Лютоне со снятыми капотами двигателей. И, во-вторых, я, конечно, временами борзой, как и многие другие мои сограждане из числа таких же, как и я, стремительно разбогатевших нуворишей, но гонять самолет за банкой сметаны специально – это слишком даже для меня.
-И нечего добавить - ГГ во всей красе. Справный царь будет, а то как же.
Итог: Очередная поделка на тему" Вот кабы я была морской царицей.." "Великая и Могучая", тупые враги, месть и полная мзда всем и вся вокруг границ империи. Скучно, серо, аляповато. Книга написана рывками, иногда провалы в сюжете достигают размера нескольких лет. Транзит - как много в этом слове...